Образование

Образование ведется на русском языке


Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов составляет 485 человек.


Борьба дзюдо 67 человек

Борьба самбо 159 человека

Легкая атлетика 157 человек

Лыжные гонки 97 человека


Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц составляет 0 человек.


Обучение в МБОУ ДО г. Иркутска «ДЮСШ № 3» предусматривает три этапа обучения:

1. Этап спортивно-оздоровительной подготовки (до 3 лет) ;

2. Этап начальной подготовки (до 3 лет) ;

3. Тренировочный этап  (до 5 лет).


Содержание образования. Статистическая информация


Методическая рекомендация. Легкая атлетика. Обучение технике бега на короткие дистанции


Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации


Программа развития


Дополнительная предпрофессиональная программа по ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ


Дополнительная предпрофессиональная программа по ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ


Дополнительная предпрофессиональная программа ДЗЮДО


Дополнительная общеразвивающая программа ДЗЮДО


Дополнительная предпрофессиональная программа САМБО


Дополнительная общеразвивающая программа САМБО


Краткая аннотация


Дополнительные предпрофессиональные программы составлены на основе Федеральных государственных требований к минимуму, содержанию, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам (Приказ Министерства спорта РФ от 12.09.2013 г. № 730), в соответствии с:

• Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Федеральным законом от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

• Приказом Министерства спорта РФ от 27.12.2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;

• Приказом Министерства Спорта РФ от 12.09.2013 г. № 731 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта»;

• Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки (приказ Министерства спорта РФ от 14.03.2013 г. № 111);

• Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика (приказ Министерства спорта РФ от 24.04.2013 г. № 220):

• Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта самбо (приказ Министерства спорта РФ от 12.10.2015 г. № 932):

• Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта дзюдо (приказ Министерства спорта РФ от 19.09.2012 г. № 231):

• СанПин 2.4.4.3172-14 № 41 от 04.07.2014 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».


Программы составлены с учетом индивидуального развития обучающихся.


ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ

Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса лыжников-гонщиков на различных этапах многолетней подготовки.  Программный материал объединён в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

• содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья обучающихся;

• подготовка лыжников-гонщиков высокой квалификации, резерва сборной команды города, области и страны;

• воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов;

•  подготовка инструкторов и судей по лыжному спорту.

Многолетняя подготовка спортсмена строится на основе следующих методических положений.

• Единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах.

• Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп.

• Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки.

• Рост объёма средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется из года в год увеличивается удельный вес объёма средств специальной подготовки по отношению к общему объёму тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес средств общей подготовки.

•  Поступательное увеличение объёма и интенсивности тренировочных и

соревновательных нагрузок, их неуклонный рост на протяжении многолетней подготовки.

Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующим периодом предыдущего годичного цикла.

• Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, юношами и девушками. Всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на этапах многолетней тренировки соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям спортсмена.

Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учётом сенситивных (чувствительных) периодов развития физических качеств. Вместе с тем необходимо уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости скоростных способностей и силы, т.е. тех качеств, в основе которых лежат разные физиологические механизмы.    В программе для каждой категории обучающихся поставлены задачи, определены допустимые объёмы тренировочных нагрузок по основным средствам, предложены варианты построения годичного тренировочного цикла с учётом возрастных особенностей и должного уровня физической, функциональной подготовленности и требований подготовки лыжников-гонщиков высокого класса.

Лыжные гонки – вид зимнего спорта, лыжные гонки на различные дистанции по пересеченной местности. Победителем гонки считается спортсмен (команда), быстрее всех прошедший дистанцию.



ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Программа включает в себя нормативную и методические части и содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию, организации и проведению тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки спортсменов легкоатлетов. Предусматривается последовательность и непрерывность многолетнего процесса становления мастерства легкоатлетов, преемственность в решении задач укрепления здоровья юных спортсменов, воспитания стойкого интереса к занятиям спортом, создания предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.

Программой предусматривается последовательность и непрерывность многолетнего процесса подготовки легкоатлетов, последовательность в решении задач укрепления здоровья, воспитания стойкого интереса к занятиям спортом, создания предпосылок для достижения высоких спортивных результатов. При ее разработке были учтены передовой опыт обучения и тренировки юных легкоатлетов, результаты научных исследований по юношескому спорту, практические рекомендации по возрастной физиологии и спортивной медицине, по теории и методике физического воспитания, педагогике, гигиене, психологии.

Структура методической части программы включает: основной программный материал по разделам подготовки легкоатлетов, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; организацию и проведение педагогического и медицинского контроля; примерные недельные микроциклы по годам на учебно-тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования.

Нормативная часть учебной программы включает:

- режим тренировочной работы;

- примерный план тренировочных занятий;

- соотношение средств общей, специальной физической подготовки и специальной подготовки;

- показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле;

- требования к квалификации спортсменов, допускаемых к соревнованиям.

Обучение осуществляется в спортивных группах, наполняемость которых регламентируется требованиями этапа подготовки, правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами, и закреплена Приказом Минспорта России от 24.04.2013 г. №220 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика».

Программа предполагает решение следующих основных задач:

- содействие гармоническому физическому развитию, разносторонней физической и технической подготовленности и укрепление здоровья;

- подготовка спортсменов легкоатлетов высокой спортивной квалификации, подготовка резерва сборной команды России;

- теоретическая подготовка спортсменов;

- воспитание волевых, дисциплинарных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых легкоатлетов.

Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение практических и теоретических занятий, контрольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное участие в соревнованиях.


САМБО

Цель Программы – выявление и поддержка спортивно-одаренных детей, профессиональная ориентация для сферы физической культуры и спорта.

Основными задачами реализации Программы являются:

- формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в виде спорта самбо;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

Программа направлена на:

- отбор одаренных детей;

- создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;

- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;

- подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;

- организацию досуга детей и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

Содержание Программы учитывает особенности подготовки обучающихся по избранному виду спорта самбо:

- построение процесса подготовки в строгом соответствии со спецификой соревновательной деятельности в избранном виде спорта;

- преемственность технической, тактической, физической, психологической подготовки в избранном виде спорта;

- повышение уровня специальных скоростно-силовых качеств и совершенствовании специальной выносливости;

- использование оптимальных объемов специальной подготовки, моделирующей соревновательную деятельность.


 Дополнительная общеразвивающая программа с элементами вида спорта самбо (далее Программа) разработана на основе:

• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

• с учетом особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта (приказ Минспорта России от 27.12.2013 № 1125) и Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации (письмо Минспорта России от 12 мая 2014 № ВМ-04-10/2554).

За основу Программы взята примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР 2008 года (авторы С.Е. Табаков, С.В. Елисеев, А.В. Конаков).

Программа несомненно является актуальной в силу того, что современное общество ведет малоподвижный образ жизни и это негативно отражается на здоровье подрастающего поколения. Программа дает возможность детям начиная с 7-летнего возраста приобщиться к занятиям физической культурой и спортом. Кроме этого стоит отметить, что большинство занятий дополнительного образования, проводимых в школе, относятся к программам культурологической, научно-технической или художественной направленности. Дети нуждаются в эмоциональной и физической разрядке, которую как нельзя лучше могут обеспечить занятия в спортивной школе. Таким образом, Программа является педагогически- целесообразной.

Отличительная особенность Программы в ее социальной направленности. Программа предоставляет возможность детям, не получившим ранее практики занятий спортивной борьбой или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к занятиям физической культурой и спортом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе.


ДЗЮДО

Программа определяет основные направления и условия подготовки спортсменов по виду спорта дзюдо в период обучения и прохождения подготовки в МБОУ ДО г. Иркутска «ДЮСШ №3». на этапах начальной подготовки, на тренировочных этапах и (в период базовой подготовки и период спортивной специализации) в соответствии с Федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным программам по виду спорта дзюдо.

Целью Программы является: всестороннее развитие личности, выявление спортивно одаренных детей, создание условий для физического образования, воспитания и развития детей, формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта, организация досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте;

осуществление подготовки всесторонне развитых спортсменов высокой квалификации, для пополнения сборных команд Иркутской области, Сибирского федерального округа и Российской Федерации, резерва сборных команд Российской Федерации; подготовка из числа учащихся инструкторов-общественников и судей по дзюдо.

При разработке Программы учитывались следующие принципы и подходы:

- программно-целевой подход к организации обучения;

- единство общего и специального процесса подготовки;

- непрерывность и цикличность процесса подготовки;

- единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам;

- единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности;

- единство и взаимосвязь тренировочного процесса и соревновательной деятельности с вне тренировочными факторами.

Дзюдо - спорт, основа которого заключается в том, чтобы победить соперника физическим, техническим и тактическим преимуществом. Дзюдо - дословно «гибкий путь». Дзюдо включает разнообразные технические приемы, требующие большой ловкости и координации движений. Контакт между соперниками начинается с момента захвата спортивного костюма - кимоно. Схватка проходит на ровной, плотной, достаточно гибкой площадке, которая позволяет быстро передвигаться и одновременно обеспечивает безопасность при падении. Характер спортивного костюма (кимоно), устройство площадки (татами) дают возможность для свободного применения разнообразных приемов. С технической стороны в дзюдо, прежде всего, входят приемы, характеризующиеся относительно стабильной структурой и сохранившие свою основу со времени возникновения до наших дней.


        Направленность общеразвивающей образовательной программы по дзюдо

- спортивно-оздоровительная.  Дошкольный возраст и ранний школьный  - важные периоды физического развития, формирования двигательной функции и становления личности человека. В этом возрасте необходимо своевременно и эффективно стимулировать нормальное протекание естественного процесса физического развития, повышать сопротивляемость организма неблагоприятным внешним воздействиям, а также формировать осознанную потребность дошкольников двигательной активности.

        Дополнительная образовательная программа  дзюдо составлена на основе программы  Дзюдо: Примерная программа для системы дополнительного образования детей:  детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Акопян А.О. и др. – М.: Советский спорт, 2003.


        Актуальность программы и педагогическая целесообразность

        Дзюдо – это вид спортивной борьбы, культивируемый в большинстве стран мира. В России дзюдо является одним из популярных видов спорта. На сегодняшний день дзюдо является олимпийским видом спорта. Технический арсенал дзюдо включает в себя:

- бросковую технику;

- технику удержаний;

- технику болевых приёмов на локтевой сустав;

- технику удушающих приёмов.

        Занятия этим видом единоборства направлены на физическое и духовное совершенствование личности на основе совершенствования техники, тактики и философии дзюдо.

        Абсолютная цель занятия дзюдо – изучить себя, чтобы принести больше пользы окружающему миру.